Гостиница "Россия"






Мне всегда казалось, что мимо этого здания невозможно пройти мимо. Несмотря на облупленный фасад, лишённые стёкол окна, в которые проглядывает небо... Растущие сквозь обрушившиеся перекрытия деревья и свисающая откуда-то сверху проводка меня только привлекали, и я бродила вокруг него, заглядывала в заботливо зарешётченые окна, искала в библиотеках крупицы информации о его жизни. И вот спустя 9 лет тайного обожания, после долгожданной реставрации, я решила собрать воедино всё, что когда-то заботливо переписывала в тетрадку.




Гостиница «Россия» была построена "Обществом для содействия к распространению удобств жизни в г. Ялте" по проекту архитектора Струве и открыта 19 декабря 1875. За неполные два года архитектор А.Винберг осуществил постройку этой комфортабельной и самой большой (около 150 номеров) гостиницы, все удобства которой соответствовали европейским стандартам. Перед гостиницей - старый тенистый парк, вблизи моря большая площадка, на которой до глубокой осени играли оркестры.
Управляла гостиницей Софья Владимировна Фортунато, дочь известного русского художественного критика и библиографа Владимира Васильевича Стасова. Уже через год после открытия отеля в нем останавливается тяжелобольной Николай Алексеевич Некрасов. Поэт занимает в гостинице номер 68, а Боткин - его лечащий врач - поселяется в 1-м. В "России" Некрасов пишет четвертую часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" - "Пир на весь мир", посвященную Боткину, стихотворение "Утомилась моя муза задорная..." В гостиницу к Некрасову полетели письма из Петербурга. Писал издатель "Отечественных записок" Краевский, писатели Салтыков-Щедрин, Елисеева. В сентябре 1879 года в "России" живет Мусоргский, совершавший вместе с певицей Леоновой концертную поездку по югу России. В гостинице, в лучшем городском зале, состоялся концерт композитора, организованный С.В.Фортунато. Под впечатлением увиденного композитор написал две небольшие фортепьянные пьесы «На южном береге Крыма»и «Гурзуф у Аю-Дага».
Летом 1881 года в "России" вместе с семьей остановился Римский-Корсаков – в первый раз он приехал в Крым летом 1874 года и побывал в Алупке, Ореанде и Ялте. В 1881 году вместе с женой он вновь путешествовал по Южному берегу. В салоне гостиницы среди ялтинских знакомых Римский-Корсаков играл на рояле отрывки из оперы «Снегурочка». Через несколько лет на глазах отца буквально растаяла дочь Маша Корсакова, которую он похоронил в Ялте и больше уже никогда не возвращался сюда.
В 1894-м в 39-м номере "России" остановился Антон Чехов. Здесь он пишет свой любимый рассказ "Студент". Из сообщений газеты "Ялта" за лето 1896 года известно, что в "России" останавливались крупнейший русский металлург Поленов, петербургский юрист Рерих со своим сыном, студентом петербургского университета и Академии художеств, будущим ученым, мыслителем, художником Николаем Рерихом. Летом 1897 и 1898 годов и весной 1899-го здесь останавливались актриса Мария Ермолова, художник Михаил Нестеров... Весной 1900 года в гостинице оказался почти весь МХТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко. "Художественники" привезли показать больному Чехову его "Чайку" и "Дядю Ваню". Тем необычным гастролям МХАТа в эту весну минуло 100 лет. Тогда за театром в Ялту потянулась почти вся культурная Россия: Горький, Бунин, Рахманинов, Леонид Андреев, Куприн. Культурная Россия конца века и начала другого собралась возле Чехова...
В 1900 году в гостинице «Россия» впервые встретились писатель Иван Алексеевич Бунин и композитор Сергей Васильевич Рахманинов. "...В ту ночь мы были еще молоды, были далеки от сдержанности, как-то внезапно сблизились, чуть не с первых слов, которыми мы обменялись в большом обществе, собравшемся, уже не помню почему, на веселый ужин в лучшей ялтинской гостинице "Россия", - напишет из эмиграции Иван Бунин. С ялтинской "Россией" к нему вернется память о Родине, о молодости, о начале дружбы с Сергеем Рахманиновым...
Здесь прошли последние годы знаменитой оперной певицы Евгении Константиновны Мравиной. В гостинице она поселилась 25 сентября 1903 года. В гости к Мравиной приезжала её сводная сестра Александра Михайловна Коллонтай – соратница В.И. Ленина, первая в мире женщина-посол. В 1913 году Мравиной посвятил свои стихи живший в гостинице «Россия» Игорь Северянин.
В 1926, 1927 годах в гостинице останавливался Маяковский. Здесь он написал стихотворение «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» и последние две главы поэмы «Хорошо!».
Гостиница "Россия" перестала существовать в начале тридцатых, уступив место бесконечной веренице пансионов, санаториев и общежитий. Здесь размещался санаторий «Большевик», госпиталь, потом снова санаторий, позже пансионат, гостиница «Таврида», затем общежитие для сотрудников «Интуриста». Внешний облик здания, за исключением архитектурных деталей, в основном остался прежним, тогда как внутренние помещения подверглись перепланировке. В семидесятые годы здание вновь стало гостиницей, на сей раз "Тавридой". Вскоре на старом фасаде появилась мемориальная доска. На ней был означен далеко не полный список имен, не все, останавливавшиеся здесь, были допущены к публичной огласке. Вскоре рядом с мемориальной появилась и охранительная доска, грозившая, что порча здания карается законом. К сожалению, доски не смогли удержать обороны. Здание продолжали нещадно эксплуатировать, и оно становилось все более ветхим.
В одну из летних ночей 1994 года в нем случился пожар. Гостиница горела как-то буднично средь бела дня, обычного, ялтинского, «сезонного». Огонь уничтожил бы здание в одночасье, если бы не близость моря. Тушили пламя морской водой — пресную в городе давали редко. Море и расторопность пожарников спасли гостиницу от полной гибели.
Слухи ходили разные. Старое здание являлось лишь помехой при новой застройке на набережной. К "России" давно подбирались. Не случайно в Ялте несколько лет назад ходило по рукам воззвание, написанное представителями местной интеллигенции. Говорили о недопустимости ведения на памятнике каких-либо строительных работ, кроме реставрационно-восстановительных.
И работы по восстановлению «России»-«Тавриды» были начаты. Реставрационные работы продолжались около двух лет - в «Тавриде» строители столкнулись с непредсказуемыми сложностями, потому что невозможно заранее «просчитать», как поведёт себя старое здание, пережившее несколько землетрясений, войну, пожар и забвение. Перекрытия рухнули, как только к ним прикоснулись. Когда начались работы на верхних уровнях – было выявлено, что состояние фундаментов не позволит восстановить здание в соответствии со всеми строительными нормами и требованиями закона. Вручную открывались фундаменты, под «подошву» подводились металлические каркасы, заливался бетон. Здание, фактически, «вставлено» в мощную стальную обойму.
Сейчас Президент-отель «Таврида» - это венецианские дворики-атриумы с мраморными многоярусными фонтанами, четырёхметровой высоты потолки, стены толщиной 1,2 метра, обшитые деревом просторные легкие веранды, воздушные мансарды со стеклянными крышами-«фонарями», изящные мраморные лестницы с коваными ограждениями и добротными дубовыми перилами. По старинным фотографиям тщательно восстановлены детали лепнины, профили столбиков-балясин в белоснежном ограждении балюстрад, лестничных маршей у входа и высокого крыльца. Несмотря на масштабные работы, удалось сберечь могучие платаны, кипарисы и магнолии, тесно обступившие памятник истории.


Начиталась:


1. Алипов Н. "Россия", "Таврида", "Президент-отель" «Независимая газета», 04.11.2000
2. Гурьянова Н.М., Гурьянов Н.А. Памятники Ялты: Справочник. - Симферополь: Таврия, 1985. - 192 с.
3. Коробков В. «Крымская памятка» «Новый мир» №3, 1997.




Даньшина Виктория





Используются технологии uCoz